Волшебное искусство батика

Картина маслом Маки

Батик - техника росписи ткани с многовековой историей. Считается, что корнями искусство батика произрастает на Востоке. На составление изображения одного полотна древние мастера тратили иногда по нескольку месяцев, а сложные рисунки могли создаваться художниками несколько лет. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.


В прошлом столетии батик завоевал страны Европы и сегодня его популярность продолжает расти. В наше время благодаря развитию текстильной и химической промышленности изделия из батика стали более доступны, но также являются признаком высокого статуса и хорошего вкуса покупателей. Все больше людей интересуются батиком как прикладным видом искусства, делают его своим хобби. Освоить базовые принципы батика можно на наших мастер-классах

Картина маслом Маки

Основа батика- резерв

Считается, что название "батик" взято с индонезийского языка и означает «капля воска», что частично отражает главную особенность данной техники: на полотно наносят специальные резервирующие составы для создания непроницаемого контура. Техника батика основана на том, что первоначально воск, будучи нанесённым на ткань, не пропускал через себя краску — или, как говорят современные художники, резервировал от окраски отдельные участки ткани. Резерв проникает вглубь ткани и ограничивает область перехода цвета , не позволяет краскам смешиваться. Внутри контура краски свободно перетекают друг в друга, создавая потрясающие сочетания и рождая все новые и новые оттенки.

Сегодня для получения чётких границ на стыке красок используют специальные закрепители (резервирующие состав). Они могут быть на основе парафина, бензина, резинового клея, а также могут содержать некоторые другие смолы и лаки на водной основе — в зависимости от выбранной техники. Самые популярные резервы - бесцветные , хотя могут быть и цветные, с добавлением золотого, серебряного или других металлических пигментов.


Батик любит натуральность

Выбор ткани для батика зависит от назначения - это одежда или декор интерьера, от вида батика (горячий, холодный, узелковый или свободная роспись), а также от выбранного красителя. Ткани используются преимущественно натуральные - шёлк, хлопок, шерсть, хотя может быть и синтетика . Для новичков хорошо подойдет шифон или крепдешин, очень тонкий батист.

Для горячего батика чаще используют хлопчатобумажную ткань, лен или вискозу (штапель), так как расплавленный воск и термическая обработка не всегда хорошо влияют на структуру шелка.

Для холодного батика или свободной росписи прекрасно подходят тонкие материалы (шелк или шерсть), но лучше взять тонкие полупрозрачные ткани с шероховатой поверхностью – крепдешин, креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Эти ткани хорошо впитывают воду, краски растекаются ровно и не изменяются при закреплении утюгом или запаривании. Крепдешин – самая подходящая ткань для росписи в технике батик. Для декоративных изделий, вечерних платьев подойдет вискозный атлас.


Картина маслом Маки

Часто задается вопрос по искусственным тканям. Искусственный шелк в батике редко используется: на нем часто расплывается резерв, он хуже впитывает краску. Из плюсов - на подрамнике искусственный шелк растягивается меньше, чем натуральный

Мастера не рекомендуют использовать смешанные материалы: в них натуральные волокна окрашиваются ярче и цвет изделия выходит блеклым. Важно, чтобы вид краски сочетался с определенной группой волокон.

Перед работой следует подготовить ткань к росписи. Материал необходимо тщательно постирать в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается фабричные химические добавки, чтобы красящий состав проникает глубоко в волокна и максимально прокрашивал ткань. Ткань для работы натягивают на различные рамки. Размер рамки задает формат изделия.


Картина маслом Маки

Виды батика

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. К батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани (узелковый способ, сибори).


Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется расплавленный воск. Воск наносится с помощью специального инструмента - чантинга . Воском может наноситься контур либо заливаться целые области на ткани. Когда воск затвердевает, ткань погружают в краситель, в результате чего непропитанные воском части ткани окрашиваются. Ткань далее освобождают от воска, частично срезая его специальным ножом, частично путём кипячения ткани в горячей воде ,поглаживая утюгом с использованием газет, салфеток. Процесс повторяется для окрашивания ткани другими цветами


Картина маслом Маки

Холодный батик

Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Основы искусства холодного батика можно узнать на наших занятиях.


Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Свободная роспись делается жидкими красками по чистой или загрунтованной ткани, без использования ограничителей, что делает принцип техники схожим с акварельной.

Картина маслом Маки

Картина маслом Маки

Варианты для ленивых

«Сибори» — так называемый складной батик, и в его упрощенной форме - узелковый батик Результат в нём достигается путём перевязывания, скручивания ткани перед окрашиванием. Такой способ более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Например, узор в виде круга, спирали или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода. Небольшие узелки, расположенные по схеме рисунка, без резервирующего состава, создают неповторимый узор.


Батик - мода или искусство?

За короткий промежуток времени мастера батика сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства. Любое изделие существует в единственном экземпляре. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, сумели создать собственную линию одежды, повторить которую не представляется возможным.

Картина маслом Маки

Наши специалисты

  • Ксения Павленко

    Ксения Павленко
    Преподаватель фэшн-иллюстрации. Закончила школу искусств им. С.Кусевицкого, получила дополнительное образование в Школе Архитектуры и дизайна" по направлению "Fashion Sketching".

  • Подгорная Эльвира

    Подгорная Эльвира
    Мастер системных расстановок по методу Берта Хеллингера, уникальной системы самопознания и регуляции внутренних процессов. Проводит авторские трансформационные тренинги "Внутренний мужчина и внутренняя женщина","Денежный поток" и другие.

  • Людмила Лесунова

    Людмила Лесунова
    Художник, преподаватель живописи маслом, гуашью, техники "монотипия". Дает мастер-классы по прикладному творчеству - батику, витражу, цветам из формирана, эбру. Новое направление - техника флюид-арт, создание абстрактных картин методом заливки жидким акрилом. Ведет тренинги правополушарного рисования, работает с детьми и взрослыми, начиная с нулевого уровня. Участник двух выставок художников в Москве.

  • Марина Куртеева

    Марина Куртеева
    Художник, преподаватель живописи акварелью, гуашью, маслом (в том числе миниатюры), графики карандашом, углем, пастелью. Написание портретов любыми материалами. Обучает технике "Сухая кисть" и другим. Участник двух выставок художников в Москве. Сертифицированный нумеролог, проводит индивидуальные консультации и занятия по созданию персональной мандалы.

  • Лагода Ирина

    Лагода Ирина
    Сертифицированный ведущая трансформационных игр "Корни рода", психологической игры "22 аркана". Психолог, трансформационный коуч, консультант по методу "Матрица судьбы", нумеролог.

  • Рощина Анастасия

    Рощина Анастасия
    Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина (МПГУ), художественно-графический факультет, опыт преподавания более 15 лет. Работает с детьми от трех лет, игровой подход к каждому ребенку. Есть возможность проведения онлайн-занятий через скайп и Zoom для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Обладатель авторской методики. Преподает рисунок по маслу, гуаши, пастели, акварели, дает мастер-классы по технике "Сухая кисть", по портрету, академическому рисунку, скетчингу. Ведет тренинги правополушарного рисования.

  • Елена фон Ризен

    Елена фон Ризен
    Психолог, арт-педагог и арт-коуч. Специалист по нейрографике, преподаватель мастер-классов «Нейрографические мандалы» (мандалы «Здоровье», «Любовь», «Отношения», «Карьера»), создание «Карты желаний» и «Дерево изобилия» в нейрографике. Гранд-мастер Рейки. Окончила Международную португальскую школу дизайна, преподаватель мастер-классов по шерстяной акварели.

  • Людмила Петерс

    Людмила Петерс
    Таролог с 20-летним стажем, биоэнерготерапевт с медицинским образованием, мастер энергетической корректировки жизненных ситуаций, восстановления тонких тел человека после негативных воздействий. Окончила 1-й мединститут им. Сеченова, получила образование в Международной психокинетической ассоциации "Атлантида", а также в нескольких профильных школах по мантике.

  • Оксана Тишкина

    Оксана Тишкина
    Дипломированный психолог. Академическое образование + Сертифицикация по направлениям: гипнотерапия, НЛП, символдрама. Ученица основателя НЛП Фрэнка Пьюселика. Регулярное повышение квалификации в ведущих московских ВУЗах и у мэтров-новаторов. Оратор летнего фестиваля практической психологии, Москва, 2019 г. Автор статьи "Работа с сиблингами" в сборнике "Паллиативная помощь детям", 2020 г. Практик-регрессолог, более 7 лет активной практики. Помогла 50+ клиентам выбраться из депрессиии,заново обрести смысл жизни. 100 + клиентов наладили взаимоотношения с родственниками. Провела 300 + групповых занятий. Активно применяет в работе флагманские техники, обучает клиентов самоисцелению.