Витражи - магия света и цвета

Картина маслом Маки

Витраж - особый вид искусства: это прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Свое название витраж получил от французского слова «vitrage» — оконное стекло. Обычно витражи устанавливаются в световых проемах: окнах, дверях, фонарях. Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, могут сопровождаться росписью отдельных деталей. Витражи являются богатым украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.


Витражному искусству более двух тысяч лет

Самые древние витражи (мозаика из пластинок цветного стекла) была обнаружена еще в раскопках древнего Рима. Позже витражи применялись в декоре церквей и монастырей, потом стали устанавливаться и в жилых и общественных зданиях. В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами, особенно в западных странах.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах.

В течение своей истории витражное искусство испытывало «взлеты» и «падения». В XVII веке, ознаменовавшем себя развитием барокко и ренессанса, витражное искусство пришло в упадок, и стало возрождаться лишь в XIX веке. В период упадка секреты мастерства были утрачены. Однако в 1804г. Зигмунду Франку удалось воспроизвести живопись на стекле, а затем добиться значительных успехов. Особенно знаменательно создание копии на стекле гравюры А. Дюрера «Тайная вечеря».>


Витражи Тиффани

Важнейшим этапом в развитии витражного искусства стало изобретение новой техники — тиффани, получившей название от имени своего создателя Луиса Тиффани. Для соединения кусочков стекла, с целью создания более изящных и красивых витражей в мастерских Л.Тиффани вместо свинцовых (или наряду с ними) стали использоваться медные ленты. Техника Тиффани стала самой распространённой в мире для создания витражей. Благодаря медной фольге, элементы витража Тиффани соединяются под разными углами. Так получается рисунок, который намного прочнее, чем традиционный витраж, ведь его детали надежно спаяны между собой медной проволокой. Витражи Тиффани получаются объемными, в то время как традиционный витраж совершенно плоский.

Витражи Тиффани можно сравнить с ожившими фантазиями, утонченными и благородными, как роспись по стеклу. Дизайнеры интерьеров используют витражи Тиффани для украшения дверных проемов, межкомнатных и входных дверей, окон, перегородок, потолочных конструкций. Широко применяются они и в качестве декора ваз, плафонов светильников, настенных панно и т.д.


Фьюзинг

В 90-е годы прошлого века появляется новая техника — фьюзинг. Fusing в переводе с английского значит «плавка, плавление». Первый витраж по технологии фьюзинг был изготовлен лишь в 1990 году, когда производители научились изготавливать разноцветные стекла с одинаковым коэффициентом расширения. Тогда появилась возможность создавать картины стеклом на стекле, причем без соединительных элементов. Сегодня фьюзинг занял достойное место в искусстве стекольной живописи. Как мазок краски по полотну, каждое вырезанное и обточенное на специальной машинке стеклышко индивидуально и неповторимо. Причем, для одного такого «мазка» требуется несколько разных «кистей». В их роли выступают: стеклорез, щипцы, шлифовальная машинка, иногда — гравер. Как правило, изображение из множества кусочков цветного стекла налагается на стекло-подложку.

Картина маслом Маки

Картина маслом Маки

Расписной витраж

На поверхности стекла художник рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре. Хотя есть технология росписи без обжига, с ней вы можете познакомиться на мастер-классах в студии "Отрой себя" Мастер-класс по витражу, ее еще называют контурный заливной витраж. На стекло наносится объемный контур, который имитирует свинцовую пайку классического витража. Контур придаёт изделию дополнительную фактурность, делая похожим на классический витраж. Затем промежутки, образованные контурной линией, заполняются жидкой цветной полимерной краской. Занятия по витражной росписи методом заливки проводятся у нас несколько раз в месяц в удобное время, Вы можете просмотреть в Расписании.


К витражам относятся и многие другие техники. Пескоструйный витраж. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой. Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой. Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом. Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов. Мозаичный витраж. Это наборный витраж, осуществляемый наклеиванием кусочков разноцветного стекла, вырезаемых по контуру рисунка, как правило, без росписи, с помощью эпоксидной смолы или иных составов на основу из бесцветного листового стекла. Пленочный витраж - обычно это геометрические орнаменты, чаще с прямыми линиями. Прозрачная витражная пленка вырезается по нужной форме и наклеивается на обезжиренное стекло. Стыки оформляются специальной лентой. Помимо бюджетности, у пленочного витража имеется дополнительно преимущество — он укрепляет стекло и не даст осколкам разлететься в критической ситуации.


Картина маслом Маки

Витражи сегодня

Сегодня витражи в интерьере — это способ сделать пространство роскошным или добавить ему индивидуальности. Помимо традиционного оформления окон, витражи встречаются в декоре перегородок, настенных панно, ширм. Изящные ламповые абажуры и светильники Тиффани стали его визитной карточкой и продемонстрировали новые возможности витража. Витражами оформляют мебель, двери и другие элементы внутреннего убранства. Витражи украшают самые знаменитые станции московского метрополитена. Идут столетия, а композиции из цветного стекла завораживают своей прозрачностью и богатством оттенков и не теряют своей актуальности.

Наши специалисты

  • Ксения Павленко

    Ксения Павленко
    Преподаватель фэшн-иллюстрации. Закончила школу искусств им. С.Кусевицкого, получила дополнительное образование в Школе Архитектуры и дизайна" по направлению "Fashion Sketching".

  • Подгорная Эльвира

    Подгорная Эльвира
    Мастер системных расстановок по методу Берта Хеллингера, уникальной системы самопознания и регуляции внутренних процессов. Проводит авторские трансформационные тренинги "Внутренний мужчина и внутренняя женщина","Денежный поток" и другие.

  • Людмила Лесунова

    Людмила Лесунова
    Художник, преподаватель живописи маслом, гуашью, техники "монотипия". Дает мастер-классы по прикладному творчеству - батику, витражу, цветам из формирана, эбру. Новое направление - техника флюид-арт, создание абстрактных картин методом заливки жидким акрилом. Ведет тренинги правополушарного рисования, работает с детьми и взрослыми, начиная с нулевого уровня. Участник двух выставок художников в Москве.

  • Марина Куртеева

    Марина Куртеева
    Художник, преподаватель живописи акварелью, гуашью, маслом (в том числе миниатюры), графики карандашом, углем, пастелью. Написание портретов любыми материалами. Обучает технике "Сухая кисть" и другим. Участник двух выставок художников в Москве. Сертифицированный нумеролог, проводит индивидуальные консультации и занятия по созданию персональной мандалы.

  • Лагода Ирина

    Лагода Ирина
    Сертифицированный ведущая трансформационных игр "Корни рода", психологической игры "22 аркана". Психолог, трансформационный коуч, консультант по методу "Матрица судьбы", нумеролог.

  • Рощина Анастасия

    Рощина Анастасия
    Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина (МПГУ), художественно-графический факультет, опыт преподавания более 15 лет. Работает с детьми от трех лет, игровой подход к каждому ребенку. Есть возможность проведения онлайн-занятий через скайп и Zoom для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Обладатель авторской методики. Преподает рисунок по маслу, гуаши, пастели, акварели, дает мастер-классы по технике "Сухая кисть", по портрету, академическому рисунку, скетчингу. Ведет тренинги правополушарного рисования.

  • Елена фон Ризен

    Елена фон Ризен
    Психолог, арт-педагог и арт-коуч. Специалист по нейрографике, преподаватель мастер-классов «Нейрографические мандалы» (мандалы «Здоровье», «Любовь», «Отношения», «Карьера»), создание «Карты желаний» и «Дерево изобилия» в нейрографике. Гранд-мастер Рейки. Окончила Международную португальскую школу дизайна, преподаватель мастер-классов по шерстяной акварели.

  • Людмила Петерс

    Людмила Петерс
    Таролог с 20-летним стажем, биоэнерготерапевт с медицинским образованием, мастер энергетической корректировки жизненных ситуаций, восстановления тонких тел человека после негативных воздействий. Окончила 1-й мединститут им. Сеченова, получила образование в Международной психокинетической ассоциации "Атлантида", а также в нескольких профильных школах по мантике.

  • Оксана Тишкина

    Оксана Тишкина
    Дипломированный психолог. Академическое образование + Сертифицикация по направлениям: гипнотерапия, НЛП, символдрама. Ученица основателя НЛП Фрэнка Пьюселика. Регулярное повышение квалификации в ведущих московских ВУЗах и у мэтров-новаторов. Оратор летнего фестиваля практической психологии, Москва, 2019 г. Автор статьи "Работа с сиблингами" в сборнике "Паллиативная помощь детям", 2020 г. Практик-регрессолог, более 7 лет активной практики. Помогла 50+ клиентам выбраться из депрессиии,заново обрести смысл жизни. 100 + клиентов наладили взаимоотношения с родственниками. Провела 300 + групповых занятий. Активно применяет в работе флагманские техники, обучает клиентов самоисцелению.