Портрет - вечный жанр искусства
Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Как правило, портрет изображает какого-либо человека либо группу людей, существующих или существовавших в реальности.
Это может быть живописное изображение, графика, гравюра, скульптура, фотография, полиграфия и в современном варианте - даже видео. В широком смылсе можно говорить о портрете в литературе и даже в косвенно в криминалистике ( например, словесный портрет).
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика). Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д. Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп-арт и т.д.
История возникновения портрета
Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.. Вместе с ростом живописного мастерства художники все более овладевают приемами реализма и постепенно начинают решать более глубокие и сложные художественные задачи. Усложняется композиция, формат и т. п.
На развитие жанра портрета значительно влияют представления о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.. Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: человечество полно сомнений в себе, осмысляет свое существование. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.
Многие искусствоведы пытались классифицировать виды портретов с разной степенью детализации. Можно выделить следующие крупные направления:
Парадный (а также к нему относят тронный, военный портреты) - призваны показать человека "во всей красе" - в максимально пышном и репрезентативном виде, со всеми регалиями и знаками власти и положения. Парадный портрет чаще показывает человека в полный рост, на коне, он явно позирует стоящим или сидящим. Такие портреты часто делались для фамильный галерей, и часто значительно приукрашивали действительность. В наше время появился поджанр политического портрета - как правило, они изображают лидеров страны, пишутся на заказ для размещения в общественных или государственных заведениях, и задача такого портрета - идеологическое воздействие.
Автопортрет - изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Часто художники изображают себя за работой, иногда вписывают как один из персонажей в групповые портреты, а также создают какой-то метафорический образ, могут выступать в костюме исторического героя и проч. Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.
Для зрителя важно, как именно видит себя художник - автопортрет можент быть ключом к пониманию не только отдельных работ автора, но и всего творческого пути. Интересно, если живописец создает за свою жизнь не один, а несколько автопортретов - можно проследить, как менялось мировосприятие художника, техники письма, его отношение к себе, творчеству и в к жизни в целом.
Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей. Пик популярности группового портрета пришелся на XVII столетие, сегодня его нельзя назвать особо распространенным. Художник изображает одной обстановке целую группу людей, которые объединены по какому-то признаку: семья, коллеги по работе, друзья детства, одноклассники и т.п. Существует определенная иерархия в композиции группового портрета- важно, какая персона будет расположена на первом плане и в центре, кто позади, кто стоит, что сидит и прочие детали. Такие живописные картины нередко увековечивают портрет родителей с детьми, внуками и правнуками, сохраняя их образы для следующих поколений. Выделяются как вариант еще парные портреты, обычно это супруги. Как правило, антураж в групповом портрете всегда несет особую смысловую нагрузку - детали помогают подчеркнуть смысл происходящего.
Жанровый портрет - портрет, где портретируемый представлен в обычной для него обстановке, за работой, на природе и проч. Как правило, позы в таком портрете естественные, по смыслу задача такого портрета - выловить момент, наиболее характерный для персонажа, который поможет наиболее полно раскрыть его образ. В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.
Именно благодаря жанровым потретам, которые были популярны во все времена, но получили особое распространение в 18-19 веках, мы можем получать живые картинки ушедших эпох. Фотографии еще не было, и именно благодаря художникам мы можем получить мгновенные слепки непосредственной жизни. Именно жанровые потреты стали бесценным подспорьем в работе историков, архитекторов, исследователей моды. Мы видим не только характерные для того времени интерьеры, предметы быта, но и прически, одежду, украшения.
К сожалению, в наше время жанровый портет несколько сдал свои позиции благодаря активному наступлению фотографии и доступности разнообразных гаджетов с функцией камеры. Но тем не менее существуют замечательные современные художники, успешно работающие в этом жанре и создающие выразительные и характерные образы в стиле жанрового портрета.
Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства выделяются наиболее характерные черты человека. Шаржи принято часто сравнивать с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя, шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться. Иногда выделяют близкий к шаржу жанр портрет-гротеск, но разница между ними весьма условная: шарж - это гротескный портрет с юмором. Шарж – это легкий жанр, он предполагает дружеские отношения, возможно даже некоторую фамильярность, он обычно создается быстро, в моменте. На пешеходных улицах больших городов можно встретить мастеров, которые за несколько минут создадут вам яркий дружеский шарж.
Жанр портрета сегодня
Бесспорно, в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в определенном упадке. В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство. Современный художник больше всего стремится к тому, чтобы устранить всякое подозрение, что он копирует действительность, он не портрет вот этого лица пишет, он синтезирует своё понятие о мире и живущем, он переводит язык вещей на язык четвёртого измерения, он выражает своё настроение по поводу случайного предмета.
Но тем не менее, интерес к портрету не исчез. Научиться рисовать портрет вы можете на наших мастер-классах по интуитивному портрету и занятия по портрету для продвинутых. Создание портрета - очень творческое и увлекательное занятие. Ознакомиться со всеми нашими мастер-классами можно здесь.
Наши специалисты