Масляная живопись - история столетий
История живописи
Масляная живопись — один из самых уважаемых и, если можно так выразиться, благородных видов изобразительного искусства. Трудно сказать, когда была изобретена масляная краска - по одним данным это 13 век, по другим - 15 век. Художники самостоятельно намешивали новые составы, пробовали разные рецепты красок, охотились за пигментами. Мастерские были похожи на алхимические лаборатории. Химической промышленности ( как у нас сегодня) не было, и каждый новый цвет, каждый добавка были сродни открытию. У каждого мастера были свои секретные ингридиенты, удачные рецептуры держались в тайне и передавались только посвященным ученикам.
В наше время живопись давно перестала быть уделом избранных, любой желающий может легко обучиться живописи. Доступны материалы и технологии, и масляная живопись позволяет проявить свой творческий дух в полной мере.
Краски для работы
Масляные краски изготавливаются на основе пигментов и связующих. Обязательно в составе должно быть растительное масло. Чаще всего это льняное, маковое, сафлоровое, ореховое масла. В качестве связующих применяется восковый раствор, природные смолы (даммара, мастикс) и добавки, повышающие стойкость красочного слоя (скипидар и другие). Иногда производители добавляют истолченную в пыль мраморную крошку.
Цена краски зависит от пигмента: он может быть очень редким, органическим или дорогим в производстве, или наоборот, очень доступным. Именно пигменты определяют цвет красок, интенсивность и светостойкость. Цвет красок обычно обозначается на тюбике цветной полосой. Как правило, используются универсальные названия красок, общие для всех производителей. У разных заводов могут быть небольшие вариации в цвете и иногда встречаются свои, оригинальные названия красок.
Для художника имеет значение маркировка краски. На тюбике светостойкость обозначается звездочками. Краски с одной звездочкой не потеряют яркость 10-20 лет, с тремя звездочками - более 100 лет. Важная характеристика- укрывистость и прозрачность краски, она обозначается квадратиком. Черный квадратик- плотная, укрывистая краска, белый квадратик- прозрачная.
Качественные краски стоят дорого, особенно профессиональные. Они изготавливаются на высококачественных связующих и светостойких пигментах, с высокой концентрацией и с минимальным количеством наполнителя. Признаки некачественной краски: излишняя текучесть ( жидкая краска) или пастозность; расслаивание краски, посторонние включения. Краска ложится на основу неровным слоем, с образованием полос и плохо прокрашивает; неэластичная и растрескивается при высыхании.
КАКИЕ нужны КИСТИ ДЛЯ МАСЛА?
Новичкам важно бывает узнать, какими кистями нужно пользоваться при рисовании маслом -это преимущественно щетина, так как она хорошо держит масляную краску, и в некоторых случаях возможна синтетика.
Кисти различаются по номерам- самые тонкие 0, или даже 00, и дальше по максимальной ширине кисти № 1, 2, 4, 6, 8, 10 и так далее. Кисти бывают разных форм: плоские, круглые, скошенные, "кошачий язычок", веерные, линеры. Фантазийные фигурные кисти используются для создания особых художественных эффектов.
Художнику важно иметь достаточный выбор кистей для получения разных фактур и реализации творческих задумок. В современной живописи мастера используют не только кисти, но и мастихин, поролон, фольгу, собственный палец для получения нужных эффектов.
Виды холстов
Холсты бывают двух типов - на подрамнике и на картоне. На подрамник натягивают холст (обычно это хлопчатобумажная ткань или лен) специальными щипцами, закрепляют ткань скобами и грунтуют. Некоторые художники это делают самостоятельно, используя для этих целей акриловый грунт . Некачественная грунтовка может испортить работу - краска по ней скатывается или наоборот, сращу впитывается, но нужного мазка добиться невозможно. Сегодня в продаже имеются готовые прогрунтованные холсты как в рулонах, так и готовые к работе .
Готовые проклеенные холсты на картоне (оргалите, ДВП) имеют свои преимущества - они не деформируются, более компактны. Они по цене дешевле холстов на подрамнике. Новичкам бывает трудно писать на больших форматах на подрамнике - ткань пружинит, и это мешает работе. Поэтому для начинающих предпочтительнее холст на картоне. Формы холстов могут быть прямоугольными, квадратными, круглыми, овальными, даже шестиугольными или треугольными.
Различают мелкое, среднее и крупное плетение холста, или еще его называют зерно. Как правило, чем больше формат картины, тем более крупнозернистый холст берет художник.
Техники и жанры масляной живописи
В зависимости от картины техника написания может быть самой разной, художники легко могут комбинировать различные технические приемы. Мы живем в такое прекрасное время, когда нет никаких запретов на творческое выражение. Есть классическая школа и огромное количество авторских, нестандартных методик. Ценностью является выработка мастером своего собственного узнаваемого стиля.
В зависимости от нужного эффекта мастер выбирает технику: это могут быть тонкие, полупрозрачные слои, а могут быть мощные, пастозные мазки. Средневековые художники писали работы годами и даже десятилетиями, кропотливо накладывая слой за слоем и добивались практически эффекта фотографии, то что мы называем реализмом в искусстве. Сочными ударами мастихина писали импрессионисты, например. Они старались передать цвет и сюжет в моменте. Какой бы жанр вы не выбрали, перед вами бесконечное количество цветовых вариантов и возможностей нанести краску на холст.
В любом случае живопись - это магия. Своими руками вы рождаете палитру, получаете нужный цвет и начинаете видеть десятки оттенков, наслаждаться тонкостями тона и цвета. Шаг за шагом из плоского листа рождается живое, объемное изображение. И поверьте, стоит только начать рисовать, и вы начнете смотреть на мир глазами художника и приходить в восторг от всего многообразия и красоты. В нашей студии вы можете научиться основам масляной живописи.
Наши специалисты