Пастель - что это такое?

Картина маслом Маки

ПАСТЕЛЬ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

От итальянского слова pasta, что переводится как «тесто», и происходит слово «пастель». Этот материал чаще всего выпускается в виде карандашей без деревянного корпуса или мелков. Такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но и пастелью.

Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество (воск, минеральные масла или гуммиарабик, иногда сюда добавляют гипс, мел или молоко). Чем больше связующего, тем пастель тверже. Самые мягкие карандаши могут состоять практически из одного пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками. Основы пастельной живописи можно освоить от нашей студии.


ВИДЫ ПАСТЕЛИ

В зависимости от количества и качества связующего различается: сухая, масляная, акварельная и восковая.

Сухая пастель - самая удобная пастель для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать. Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. С сухой пастелью удобно работать пальцем, превращая штрихи в ровный тон. Цвета легко смешиваются и позволяют получить множество новых оттенков. Даже скромным набором мелков вы сможете создать богатую по цвету картинку. Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе. В нашей студии мы обучаем преимущественно живописи именно сухой пастелью.

Масляная пастель. Она требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно. Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой. Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (в том числе можно взять растворитель для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе. В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.

Акварельная пастель. Выполненный ей рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель! У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура. Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты. Те, кто имел дело с акварельными карандашами, легко поймет принцип работы акварельных пастельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.

Восковая пастель. Эта пастель не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней непросто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки. Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями. Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими. Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».

Для выпуска современной пастели требуется высокотехнологичное производство. К наиболее известным производителям относят: Unison Soft Pastels, Schmincke, Sennelier ‘a l’Ecu’, Rembrandt, Daler-Rowney, Winsor и Newton, Conte, Art Spectrum, Diane Townsend, Terry Ludwig, Great American, Girault, Mount Vision. Из отечественных можно назвать Сонет, Аква-Колор, Олки, Спектр.


Краски для мастер класса

БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ

Для работы с пастелью обязательно нужна шероховатая поверхность, фактурная бумага. Плоская, ровная и глянцевая поверхности не годятся, там пастели просто не на чем будет держаться. То же самое относится к крупнозернистым фактурам и к слишком рифленым поверхностям. В этом случае материал будет ложиться слишком толстым слоем, что тоже сделает его менее прочным. Идеальна бумага с умеренной зернистостью или шероховатостью. Иногда допускается также использование акварельных листов.

Главное требование к бумаге для пастели - высокая плотность. Мастера для разных видов художественных техник и задач выбирают различные фактуры - например, энгр, бархат, наждачную или ячеистую поверхности.

В продаже можно купить бумагу сотен оттенков - и это не просто прихоть. На окрашенном фоне гораздо ярче проявляются светлые оттенки, и можно сделать свои шедевры еще эффектнее. Продается тонированная бумага для пастели разных форматов как поштучно, так и в папках и иногда в рулонах, что не вполне удобно, так как лист скручивается.


Картина маслом Маки

НЕКОТОРЫЕ ТОНКОСТИ ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Каждый мастер старается найти свои художественные приемы, свой неповторимый стиль.

Самый базовый прием в пастели - растушевывать краситель по бумаге пальцем. Так делают даже профессионалы, чтобы лучше прочувствовать материал. При растушевке мастер может создать плавную границу благодаря приглушению интенсивности цвета. Выполнить это просто. Художник создает рисунок и приступает к растиранию штрихов, а затем поверх растушевки накладывает более насыщенные цветовые пигменты. Растушевка может проводиться и при помощи других подходящих предметов: например, кистями разной густоты и жесткости, поролоном, тряпочкой.

Самое главное - обязательно смывать цвет после каждой растушевки, чтобы не получилось грязи. Замечательно, что слои разных цветов можно накладывать друг на друга.

Мягкая пастель позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается. Твердая же даёт более чёткие и тонкие штрихи, ей удобно рисовать детали. Она меньше осыпается с поверхности бумаги. Поэтому лучше начинать работу мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой. При работе рекомендуется держать рисунок вертикально - тогда пастельная крошка падает вниз, не оставляя следов на поверхности.

Чтобы защитить рисунок от осыпания, его закрепляют специальными способами. Цвета после фиксации становятся не такими мягкими и более глубокими. Сегодня фиксативы продаются во флаконах с пульверизатором. Можно для фиксации рисунка использовать обычный лак для волос.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.