Гуашь древняя и современная

Картина маслом Маки

Термин "гуашь" первоначально возник в 18 веке во Франции, хотя сама техника живописи гуашью родилась значительно старше — она использовалась в Европе в Средние века, ею выполнялись книжные миниатюры. В эпоху Возрождения художники писали гуашью портреты, эскизы, исполняли другие подготовительные работы. Впервые комбинацию двух техник, работая акварелью с добавлением белил, применял художник-маньерист 16 века Паоло Пино. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов. Картины, нарисованные гуашью, тоже носят название "гуашь".

Состав краски несложный - она традиционно состоит из растёртых пигментов (минералы, окислы металлов и глины) и связующего (клея типа ПВА). В гуашевых красках присутствуют белила (мел). Благодаря этому рисунок гуашью получает некоторую приглушённость цветов. Также рисунки после высыхания становятся более светлыми — выбеливаются (поэтому от художника требуется некоторый опыт в работе) и приобретают нежную бархатистость и матовость. Дополнительно в гуашь входят связующие компоненты, такие как декстрин, гуммиарабик, крахмал. В состав некоторых гуашевых красок добавляют акрил, масло, мёд, глицерин, фруктовую камедь. Эксперименты над рецептом краски продолжаются, производители ищут новые добавки, улучшающие или трансформирующие свойства старой доброй гуаши.


Виды гуаши

Гуашь – краска, которой пользуются не только дети на уроках рисования или дома, но и профессиональные художники. Для разных целей и уровня навыков нужно выбирать подходящий вид гуаши.

Художественная (люкс, премиум) - для нее характерна густая консистенция краски, высокая пластичность. Художественная гуашь отличается большим выбором оттенков, приближенных к природным. Цена у таких красок выше, чем у других видов.

Обыкновенная гуашь - эта гуашь обычно выпускается без особых маркировок. В ее составе больше синтетических связующих компонентов, пластичность ниже. Цветовая палитра меньше, как и стоимость материала.

Детская гуашь отличается практически 100% натуральным составом. Яркая и достаточно жидкая, чтобы брать краску прямо из банки. В составе нет консервантов, цена чуть повыше.

Акриловая гуашь встречается нечасто, но ее свойства отличаются от таковых у обычной краски. Благодаря акрилатам, средство идеально схватывается с любыми поверхностями, рисунок получается более ярким и максимально стойким к механическим повреждениям.

Гуашь с эффектами: с перламутром, блестками, флюоресцентная (светящаяся в темноте) Эти краски плохо смешиваются с классическими видами гуаши, чаще используются для декора, они наносятся на цветную подложку, либо на высохший слой. Стандартно гуашь продается в баночках 20,30 или 40 мл, хотя есть и банки большего объема. В наборе минимум 6 цветов. Некоторые производители выпускают большие наборы до 24 цветов. Для любителей разнообразной палитры выпускаются отдельные баночки с гуашью. В магазинах для художников можно выбрать именно те оттенки, которые вам нужны, и в подходящем объеме.


Краски для мастер класса

Какую взять бумагу?

Гуашь относится к водным краскам, поэтому бумага для нее должна быть плотной. Специальной пометки «для гуаши» у производителей художественных материалов нет, поэтому при выборе бумаги смотрим характеристики бумажной основы, чаще всего берется рисовальная бумага, бумага для акварели.

Обращаем внимание на плотность бумаги - чем она выше, тем лучше. Хорошая плотность важна и для мокрых, и для сухих техник рисования гуашью. Для гуаши подойдет бумага 200 -300 граммов на квадратный метр. Фактура бумаги для гуашевых красок рекомендуется крупно- и среднезернистая. Если стоит задача проработать мелкие детали, можно брать более гладкую фактуру.

При оценке бумаги важен состав. Существует хлопковая и целлюлозная художественная бумага. Хлопковая бумага долго держит цвет, отличается насыщенностью красок на ней. Это вариант для профессионалов, она стоит дороже. Целлюлозная бумага дешевле, она больше подходит для школьников и студентов, а также новичков, оттачивающих свои навыки.

Новичкам бывает сложно разобраться в разных производителях и назначениях бумаги для рисования. Чтобы точно не прогадать, для начала можно взять крупнозернистую бумагу для рисования акварелью.


Критерии выбора кистей

Выбор материала кисти зависит от техники, которой будет написана картина. Для сухой живописи и пастозного рисования подойдет щетина (чаще всего из свиного ворса). Водные техники и лессировка предполагают использование более мягких кистей, например, синтетики или даже натурального колонка,белки.

Важное значение имеет и форма кисти. Детальные прорисовки делаются круглой тонкой кистью, для заливки фона берем широкую плоскую кисть, закраска выполняется плоской кистью меньшей ширины. Круглые кисти применяются в разных техниках. Может понадобиться иногда скошенная кисть, скругленная типа "кошачий язык", веерная кисть.

Ну и качество самой кисти - тоже немаловажно. Обратите внимание, чтобы ворс был ровным, щетинки плотно прижаты друг к другу, не должны осыпаться. Металлический стаканчик должен максимально плотно прилегать к ручке, не шататься, крепко держать ворсинки. Ручка кисти должна быть удобной для вас длины.

Новичкам проще приобрести базовый набор кистей – одну жесткую среднего размера (№4-6), одну плоскую широкую для закрашивания фона(№16-20), несколько кистей разной жесткости среднего размера и тонкую кисть для контуринга и прорисовки мелких деталей(№1). Позже можно докупить другие кисти.

Картина маслом Маки

Основные техники в гуаши

Разные приемы нанесения краски помогут добиться разных дополнительных эффектов в готовой работе. На наших мастер-классах по гуаши вы можете научиться основам обращения с этой прекрасной краской.

Лессировка - одна из самых интересных и несложных техник рисования. Суть этой техники заключается в поэтапном нанесении слоев различной прозрачности. С помощью лессировки можно сделать картину более объемной с игрой теней и полутонов, более воздушной благодаря прозрачности мазков, добавить идеальные цветовые градиенты.

Лессировка отлично подходит для пейзажа, особенно написания леса, водоемов, тумана. Краска обильно смешивается с водой в разных пропорциях, в зависимости от прозрачности задуманного слоя. Из кистей для лессировки хорошо подходит белка. Перед использованием «мокрой» техники следует смочить весь лист водой. Это поможет избежать «вспучивания» лессированных участков рядом с сухими.

Пастозная техника - нанесение краски густым слоем (даже без воды). Картины, написанные таким способом, получаются очень фактурными. Конечный цвет, глубина изображения, особенности светотени – всё это будет зависеть не только от выбранной палитры, но и от размера мазков и их направления. Освещение картины под разными углами поможет добиться разных эффектов восприятия. Но есть и нюансы. Толстый слой гуаши при полном высыхании трескается и осыпается. В этом случае слои рекомендуется наносить небольшими мазками, ждать их высыхания, и только потом наносить новые.

Сграффито - эта техника используется для создания акцентных деталей, выделения объема, контура и особенных фактур. Особенно эффектно смотрятся такие акценты на переднем плане картины. На заранее подготовленный и высушенный фон наносится свежий слой краски, не слишком жидкий, а затем по определенной задумке часть краски «сцарапывается» зубочисткой, кончиком ножа, заточенным обратным концом кисти и прочим.


Смешанная техника и смекалка

Гуашь – довольно универсальная краска, которую можно использовать для написания картин в смешанном стиле. Это касается как использования разных техник, так и разных материалов.

Фон картины можно залить лессировкой, например, для плавного перехода оттенков заката. Затем с помощью этой же техники добавить изображения деревьев, кустов, домов на заднем плане, используя темный, разбавленный водой цвет. Детали картины прорисовываются пастозной техникой – отдельные листья на переднем плане, брусчатка на тропинке, колосья травы. Сграффито поможет выделить интересные акценты в освещении пейзажа.

Также смешанная техника подразумевает и использование разных красок на одном холсте. Гуашь отлично сочетается с акрилом, темперой, акварелью и пастелью. Этот вид краски может служить и в качестве заполнения фона, и в качестве прорисовки основного сюжета картины.

Но и перечисленными техниками художники не ограничиваются. Для создания особых эффектов профессионалы иногда используют резиновые, силиконовые кисти, поролоновые губки, валики, обычные бумажные салфетки, фольгу. Некоторые техники предполагают работу ниткой вместо кисти. Словом, гуашь - это огромное поле для творческих экспериментов!


Популярная гуашь

Написание картин – увлекательный, успокаивающий процесс, позволяющий в полной мере выразить творческий потенциал. В начале творческгого пути в мире изобразительного искусства людям любых возрастов рекомендуется выбирать несложные материалы и краски, позволяющие изучать несколько разных техник рисования. И именно гуашь для этого подходит как можно лучше.

Уроки по гуаши в студии "Открой себя" помогут разобраться с особенностями ее использования. Расписание наших мастер-классов можно посмотреть тут. Рисование гуашью помогает обучаться колористике, чувствовать глубину композиции, использовать разные техники нанесения краски, а также вдохновят на новые, уникальные рисунки.

Как видим, удивительные свойства гуаши оставляют ее актуальной на протяжении нескольких веков и позволяют рождать новые уникальные произведения искусства.

Наши специалисты

  • Ксения Павленко

    Ксения Павленко
    Преподаватель фэшн-иллюстрации. Закончила школу искусств им. С.Кусевицкого, получила дополнительное образование в Школе Архитектуры и дизайна" по направлению "Fashion Sketching".

  • Подгорная Эльвира

    Подгорная Эльвира
    Мастер системных расстановок по методу Берта Хеллингера, уникальной системы самопознания и регуляции внутренних процессов. Проводит авторские трансформационные тренинги "Внутренний мужчина и внутренняя женщина","Денежный поток" и другие.

  • Людмила Лесунова

    Людмила Лесунова
    Художник, преподаватель живописи маслом, гуашью, техники "монотипия". Дает мастер-классы по прикладному творчеству - батику, витражу, цветам из формирана, эбру. Новое направление - техника флюид-арт, создание абстрактных картин методом заливки жидким акрилом. Ведет тренинги правополушарного рисования, работает с детьми и взрослыми, начиная с нулевого уровня. Участник двух выставок художников в Москве.

  • Марина Куртеева

    Марина Куртеева
    Художник, преподаватель живописи акварелью, гуашью, маслом (в том числе миниатюры), графики карандашом, углем, пастелью. Написание портретов любыми материалами. Обучает технике "Сухая кисть" и другим. Участник двух выставок художников в Москве. Сертифицированный нумеролог, проводит индивидуальные консультации и занятия по созданию персональной мандалы.

  • Лагода Ирина

    Лагода Ирина
    Сертифицированный ведущая трансформационных игр "Корни рода", психологической игры "22 аркана". Психолог, трансформационный коуч, консультант по методу "Матрица судьбы", нумеролог.

  • Рощина Анастасия

    Рощина Анастасия
    Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина (МПГУ), художественно-графический факультет, опыт преподавания более 15 лет. Работает с детьми от трех лет, игровой подход к каждому ребенку. Есть возможность проведения онлайн-занятий через скайп и Zoom для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Обладатель авторской методики. Преподает рисунок по маслу, гуаши, пастели, акварели, дает мастер-классы по технике "Сухая кисть", по портрету, академическому рисунку, скетчингу. Ведет тренинги правополушарного рисования.

  • Елена фон Ризен

    Елена фон Ризен
    Психолог, арт-педагог и арт-коуч. Специалист по нейрографике, преподаватель мастер-классов «Нейрографические мандалы» (мандалы «Здоровье», «Любовь», «Отношения», «Карьера»), создание «Карты желаний» и «Дерево изобилия» в нейрографике. Гранд-мастер Рейки. Окончила Международную португальскую школу дизайна, преподаватель мастер-классов по шерстяной акварели.

  • Людмила Петерс

    Людмила Петерс
    Таролог с 20-летним стажем, биоэнерготерапевт с медицинским образованием, мастер энергетической корректировки жизненных ситуаций, восстановления тонких тел человека после негативных воздействий. Окончила 1-й мединститут им. Сеченова, получила образование в Международной психокинетической ассоциации "Атлантида", а также в нескольких профильных школах по мантике.

  • Оксана Тишкина

    Оксана Тишкина
    Дипломированный психолог. Академическое образование + Сертифицикация по направлениям: гипнотерапия, НЛП, символдрама. Ученица основателя НЛП Фрэнка Пьюселика. Регулярное повышение квалификации в ведущих московских ВУЗах и у мэтров-новаторов. Оратор летнего фестиваля практической психологии, Москва, 2019 г. Автор статьи "Работа с сиблингами" в сборнике "Паллиативная помощь детям", 2020 г. Практик-регрессолог, более 7 лет активной практики. Помогла 50+ клиентам выбраться из депрессиии,заново обрести смысл жизни. 100 + клиентов наладили взаимоотношения с родственниками. Провела 300 + групповых занятий. Активно применяет в работе флагманские техники, обучает клиентов самоисцелению.